Коптев овраг - Стена

В одно из наших похождений в районе Коптева оврага мы обнаружили интересный объект. Огромная каменная стена сложенная из хорошо обтесанного бутового камня.

Ее размер заставляет задуматься (высота около 10м, толщина более 1м). Для чего и когда было воздвигнуто сие строение… Похоже она должна была выдержать артилерийский обстрел.

Она стоит на правой стороне склона Коптева оврага (если стоять лицом к Волге). Внутренняя часть почти до верха заполнена землей, намытой за годы с верха склона. Проросли деревья.

Часть этой стены выходит из земли почти у Волги. Около лодочной станции. Люди уже приспособили ее как опалубку для мусорной ямы. Между этими частями стены немного меньше километра.

В следующую свою поездку, мы опросили местных «аборигенов-дачников». Что за стена такая? Выясняется вот что:

Это стена — подпорка для винтовой дороги ведущей в п.Управленческий.

По одной версии, ее строили в 1938 году. По другой, что в конце войны и сразу после войны, военнопленные немцы. Получается, это не такое уж и древнее строение.

Мы поднялись за стены. Продравшись сквозь заросли обнаружили действительно дорогу, по которой никто не ездит уже как минимум лет 10. Правда мусора современного, типа пластиковых бутылок, здесь полно.

Обошли гору с другой стороны. Если смотреть с р.Волги, то можно заметить еще одну часть этой стены.

Сама стена имеет множество поворотов. Впрочем как и дорога за ней. Не даром она называется винтовой.

Казалось бы, все ясно и понятно. Но.

1. Если внимательно присмотреться к топографической карте, то видно: что рельеф местности позволял построить обыкновенную, не винтовую дорогу, гораздо более короткую и доступную. Зачем нужно было тратить столько сил и средств на столь грандиозную стройку. Возведение стен (толщина вверху 1.2м, у основания более 2м, высота 10м). Но это еще не все! В некоторых местах стены отчетливо видны дренажные отверстия для пропуска воды. К сожалению, сейчас они полностью забиты намытой глиной.

2. При внимательном изучении правого склона Коптева оврага, замечено множество водных каналов глубиной не менее 1м, явно не природного происхождения. Ручей, который протекает по дну оврага это лишь центр стока воды. В него со всего склона впадает целая сеть этих самых каналов. Создается впечатление, что строители очень не хотели, чтобы даже малая толика воды, задерживалась на горе.

3. Стена построена не из основного строительного материала того времени, кирпича, а из бута. По моему мнению – это ни что иное, как выработка. Порода везде карстовая.

Стены – укрепляют склон от разрушения. Каналы – защита от водяных потоков в ливни и в половодье. Сама гора находится в 5 километрах от природных «холодильников» на Красной Глинке. На вершине горы видно полуразрушенные одноэтажные здания. К тому же, в то время граница самого города проходила в 12км от Коптева оврага. Достаточное удаление от города.

А что касаемо самой винтовой дороги, по моему мнению, это для отвода глаз.

Выводы напрашиваются сами собой. Но мы воздержимся от них, до полного разъяснения ситуации.

Источник: http://ooodan.narod.ru/adrenalin/koptev.htm

Комментарии

В книге С.А. Ильинского "Управленческий" вышла к 100-летию генерала Н.Д.Кузнецова подробно рассказано о винтовой дороге и подпорных стенах (строилась в 1916г для нужд порохового завода тоже стоящегося в то время на территории нынешнего пос. Управленческий)


Рекламко: