Храмы имеют свою судьбу

Мы продолжаем публикацию краеведческих материалов о Красноглинском районе и представляем материалы реферата ученика школы № 103 Ильи Ледермана об истории храма иконы Казанской Божией Матери в пос. Мехзавод. Научный руководитель исследования – учитель высшей категории Людмила Ивановна Богданович.

Храм в архивных данных

В поселке Мехзавод православных храмов никогда не было, и это осложнило решение вопроса о строительстве здесь церкви. В 1993 г. в поселке был образован приход в честь иконы Казанской Божией Матери, которому выделили помещение под храм на первом этаже обычного жилого дома, где раньше размещались детские ясли. Приход возглавил прот. Иоанн Филев. С 1.02.1995 г. настоятелем стал иерей Вадим Подолько.

Со временем приход окреп, и возникла насущная необходимость в строительстве церкви. Архитектурное решение здания навеяно формами русского православного зодчества. Автором архитектурной идеи храма стал настоятель прихода о. Вадим. Его идея была воплощена архитектором Алексеем Петровичем Даниленко в проекте Казанской церкви. Просторное помещение храма, рассчитанное на 300 человек молящихся, наполнено воздухом и светом. Особенностью здания является система теплых полов. Генподрядчиком строительства являлось ОАО «Проспект» (генеральный директор — Александр Александрович Ерофеев). Активное участие принимали СУМР-4 (генеральный директор Новиков), СУМР-3 (гендиректор Табашников), СУМР-2 (гендиректор Мельников), ЖБИ-4 (гендиректор Журкин), АО «Железобетон» (генеральный директор А.Н. Чернявский), завод «Салют» (гендиректор Н.А. Поролло), а также В.В.Коновалов, Ю.Н.Дружинин, И.В.Елин, С.В.Юданов.

Здание заложили в 1997 году. Кирпичные стены строили всего три каменщика. К осени 1998 г. здание вчерне было готово. Пожертвования на строительство поступали не только от жителей Самары, но и других городов страны.

4.04.1999 г. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил храм в честь иконы Казанской Божией Матери, и здесь отслужили первую Божественную литургию.

В последующие годы продолжалось становление храма. Дизайнер Ольга Константиновна Суслина участвовала в разработке эскиза общей конфигурации иконостаса. Его выполняли в г. Шуе Ивановской области. Артель резчиков под руководством Шипина Леонида Вадимовича вырезала иконостас из липы, в стиле русского барокко. Иконы для него частично писали в иконописной мастерской при храме в Каменске-Уральском.

ИНТЕРВЬЮ С НАСТОЯТЕЛЕМ ХРАМА отцом Вадимом

Строительство храма

«В феврале я был рукоположен Владыкой в сан священника и с 1 февраля 1995 года стал настоятелем храма здесь, на Мехзаводе. Было приспособлено помещение в пятиэтажном доме, как молельная комната, и в то же время начался отвод земли, потому что земля, где находится участок храма, принадлежала заводу. Началось оформление всех бумаг. Это дело оказалось очень кропотливым, и до сегодняшнего дня земля так и не оформлена.

В детстве мы с мамой ездили в Троице-Сергиеву Лавру и подходили к одному старцу — архимандриту отцу Кириллу Павлову, который, слава Богу, до сих пор жив. Он мне подарил икону Казанской Божией Матери и крест, Евангелие. Когда мы вышли из его кельи, многие люди, считавшие себя духовными чадами, сказали обо мне: «Он, возможно, станет священником, раз его отметил отец Кирилл». Со временем это забылось. Потом я поступил в семинарию, был рукоположен в сан дьякона, и вот в 1995 году мне пришлось быть соучастником строительства храма на Мехзаводе, именно в честь иконы Казанской Божией Матери. Так что не так все это просто.

Учась в семинарии, я пел в хоре, вместе с хором мне пришлось много поездить по России. Я бывал и за границей, видел множество церквей и храмов. Когда речь зашла о строительстве, мне хотелось сделать на этом месте не просто маленький храм, а храмовый комплекс с воскресной школой, чтобы сам храм был просторный, светлый, чтобы в нем была хорошая акустика. Но участок, выделенный нам, был очень маленьким, (сейчас он в два раза больше), и нужно было попытаться совместить наши желания с теми возможностями, что мы имели. У нас даже не было материальной возможности, чтобы сделать эскизы проекта. Он стоил тогда 150 тысяч. Для сравнения — машина в то время стоила 20 — 30 тысяч. Слава Богу, Господь свел меня с архитектором Алексеем Даниленко. Я рассказал ему о своих планах, он это все переложил на бумагу, сделал эскизный проект, и нужно было начинать с ним рассчитываться.

И вот однажды (это было в первом помещении, приспособленном под храм), когда я пил чай в своей комнатке после дневного труда, меня кто-то вызвал. Я вышел и увидел худенького молодого человека в стареньких джинсах, мятой рубашке. Он сказал, что хотел бы оказать помощь в строительстве храма. Я отнесся к нему с легким недоверием, но по его просьбе показал ему все документы, даже съездил с ним на участок, приспособленный под строительство. После этого он вдруг вручил мне 20 тысяч и сказал: «Это вам на начало». Я не знал в течение двух лет о нем ничего, кроме того, что его зовут Илья, и номера его телефона. И его я считаю самым большим нашим помощником и основателем строительства нашего храма. Именно с этой суммы дело сдвинулось с мертвой точки и строительство началось.

В 1997 году была произведена закладка камня, и началось перекрытие подвала плитами, и пока мы не завершили перекрытия, снега не было. (А снега мы очень не хотели, так как он нам помешал бы). Так что Божья помощь в нашей работе тоже очевидна. Как только мы положили последнюю плиту, пошел обильный снегопад, а с этого снегопада началась обильно-снежная зима. Храм был построен за два года, и в 1999 году на Вход Господа в Иерусалим в нашем храме отслужили первую Божественную литургию. И с этого дня мы продолжаем находиться в этом помещении до сих пор.

За долгие годы здесь, на Мехзаводе, было предопределено строительство храма именно Казанской Божьей Матери. На Руси икона Казанской Божьей Матери — это святыня, не случайно почти в каждом городе были храмы в честь этой иконы, а у нас в Самаре в послереволюционные годы такого храма не было. После разрух, после всех нестабильных времен на въезде в наш город Господь предопределил здесь храм в честь этой чудотворной иконы.

Иконы храма

Иконы в храме имеют свою историю. Много икон жертвенных. Например, икона «Воскресения Христова». Я у одной женщины освящал квартиру и увидел эту икону в спальне. Она купила ее где-то за границей, вернула в Россию. У этой иконы, конечно, непростая история, мы никогда не узнаем, как она была вывезена, кем. Она выполнена в кипарисе. В свое время кипарис был, как и сейчас, дорогостоящим деревом, и покупать его могли только состоятельные люди с родословной. Может быть, эта женщина была из какой-то дворянской или даже княжеской семьи. Когда я увидел это чудо, подумал: «Вот бы эту икону в храм!» Конечно, я ничего не сказал женщине, освятил квартиру и ушел. Проходит неделя, другая, вдруг она мне звонит и просит вновь к ней приехать. Я приезжаю, а она мне говорит: «Батюшка, я хочу, чтобы эта икона была у вас в храме». И вот теперь она здесь. Много икон из других храмов, это старинные реставрированные иконы XXVII — XVIII веков. Вот, например, икона «В честь Трех Святителей», она из какого-то храма, когда храм рушили, женщина эту икону спасла, передала своей дочери, этой дочери уже лет под семьдесят. Икону мне привез внук той женщины и подарил храму. Так что у нас есть такие интересные иконы, с непростой судьбой.

Вот, например, однажды явился нерукотворный образ — лик, очень похожий на лик Туринской плащаницы на Голгофе. Во время праздника Кирилла и Мефодия, (это еще происходило в первом помещении молельного дома), во время божественной литургии одна женщина увидела, что с этого камня как бы летит сноп искр. Она подумала, что у нее поднялось давление, выпила таблетку. Потом снова увидела искры. А на третий раз разглядела на этом камне лик. После литургии я посмотрел сам и был очень удивлен, потому что до этого никакого лика точно не было, а тут вдруг такое чудо. И Владыка приезжал смотреть, и телевидение второго канала снимало это чудесное явление. Я подумал тогда, что это не просто так, это какой-то знак. И вот спустя некоторое время, мы уже находились в помещении нового храма.

Потом у нас мироточила икона Святителя Николая. Это было в прошлом году. Наш храм вообще очень связан с этим святым, так же как и я сам. Будучи мальчиком, я занимался спортом и всегда к нему обращался в своих нуждах и печалях. В армии я был старшиной, поэтому много что происходило, и я всегда молился святителю Николаю. И стройка нашего храма очень тесно с ним связана. Появление этого молодого человека Ильи, который пожертвовал на храм большие деньги, оно тоже было не просто так. В 1996 году привозили икону в честь святителя Николая, которая являлась копией иконы, находящейся в храме итальянского города Бара, где лежат мощи святителя Николая. Эту копию освятили на его мощах, передали в дар в храм Христа Спасителя в Москве. Патриарх Московский благословил провезти эту икону по всей России. Она была и в Самаре. Состоялась торжественная встреча, были все священнослужители, человек 60. Так как я был недавно рукоположенный священник, я находился в самом конце. И получилось так, что я стоял у самой иконы святителя Николая. Читали акафист, и я так ему молился, чтобы он помог нам в строительстве храма. Как раз тогда были большие трудности — нам негде было взять денег. Я произнес такие слова: «Если ты меня услышал, то пусть мне будет знаком то, что меня выберут прочитать тебе акафист». А это было совершенно невозможно, так как акафист читали старшие священники, находившиеся рядом с Владыкой, и до меня очередь никогда бы не дошла. И вдруг стоящий рядом священник толкает меня в бок и говорит: «Тебя Владыка вызывает акафист читать». Я был до того поражен, что даже не сразу смог читать. Но все мы люди земные, начался новый день, и за повседневными заботами я об этом забыл. И вспомнил только вечером следующего дня, когда пришел этот молодой человек, который начал нам помогать в строительстве. Когда началось строительство, я молился о том, чтобы съездить на мощи Святителя Николая и поблагодарить его за помощь. Прошло две-три недели, и все устроилось так, что я действительно оказался в Баре. И через некоторое время я читал на его святых мощах ему акафист. Святитель Николай — это величайший русский святой. В давние времена в старинных глухих деревнях, когда люди были необразованные, они говорили, что Святая Троица — это Матерь Божья, Спаситель и святитель Николай. Потому что везде, в любом доме святитель Николай всегда присутствует, его называют великим чудотворцем, к нему все обращаются и получают помощь. Святителя Николая любят не зря, поэтому эта икона и замироточила прямо на глазах у людей. Есть несколько свидетелей, которые видели, как потекла первая капля миры.

История колокольни

Колокольня нашего храма довольно своеобразная. Все живущие на Мехзаводе знают эту водонапорную башню. С 1949 года она не действует. И с этой башней тоже связана история. Где-то в шестидесятых годах в ней проживал один отшельник. Он был монахом, которого за веру в Бога жители поселка считали умалишенным. Он был выходцем из Греции, очень начитанным человеком. У него там была келья, и в этой келье он устроил большую хорошую библиотеку. Он общался с учительницей одной из школ Мехзавода и как-то раз сказал ей, что здесь, на месте этой водонапорной башни будет храм. Учительница только посмеялась — о каком храме могла идти речь в годы хрущевского правления. В то время все действующие храмы пытались закрыть. Но отшельник сказал, что такие времена пройдут, и храм здесь обязательно будет, он в этом абсолютно уверен. Учительница в свое время рассказала об этом своей дочери, которой было уже лет за шестьдесят, когда начал строиться храм. Она пришла ко мне, поведала о таком факте и призналась, что она никогда в это не верила. Но грек оказался прав, и храм теперь существует именно на этом месте. Когда мы разбирали башню, выносили мусор, мы обнаружили подвал, который действительно напоминал келью, видно было, что там жил человек. Сейчас там находится наш погребок. Места для строительства колокольни у нас было мало, и башня нам очень мешала. Мы не знали, что лучше — сносить ее или использовать в строительстве. Был сделан анализ в строительном институте, чтобы выяснить, в каком она состоянии, какой у нее фундамент, который оказался ступенчатым. Мы вырыли яму около пятнадцати метров в глубину, но так и не нашли конца этого фундамента. Все было сделано на века, все оказалось в очень хорошем состоянии, и мы решили башню оставить. Сейчас в ней шесть этажей. Когда делали этажи, каждое окно на этаже мы пробивали по два дня — такая она была прочная. Мы ее надстроили, поставили купол. Пока она еще не доведена до конца, так как я хочу еще украсить ее с внешней стороны арками из мрамора. Что осталось от бывшей водонапорной башни — так это винтовая лестница. Остальное все переделано. Сейчас в колокольне находится трапезная, просфорная, комната для бухгалтера, есть небольшая иконописная мастерская и сама колокольня. Колокола мы заказывали на заводе в Челябинской области, и одна семья наших прихожан оплатила эти колокола — сделала такой дар нашему храму. Все колокола подписаны «Отлит в Каменском-Уральском. «Петков и компания». Для храма Казанской иконы Божьей матери пос. Мехзавод г. Самара». Самый большой наш колокол весит 750 кг. Не каждый может отлить колокол с правильным звучанием. Мастера делали наши колокола четыре года. Несколько раз колокола лопались, потому что в них очень обогащенная смесь — и медь, и латунь, и серебро. И надо соблюсти все пропорции так, чтобы добиться правильного звука, чтобы в звоне колокола не присутствовало металлического звучания, чтобы звук был полным, насыщенным. Наши колокола именно так и звучат. Сейчас у нас любое богослужение, любой праздник начинается и заканчивается колокольным звоном.


Рекламко: