Отчёт об исследовании системы "Сокские штольни"

Самарские спелестологи иногда упоминают малоизвестную систему «Сокские-2″. Выяснить точное место расположения, а тем более ознакомиться с фотоматериалами оказалось крайне затруднительно, что сформировало определенный ореол таинственности, ставивший иногда под сомнение сам факт существования легендарных штолен. Интерес был велик, и наша группа отправилась на поиски.

По имеющимся у нас сведениям, «Сокские-2″ должны находиться где-то в карьере, поэтому поиски были начаты именно там.

Сам карьер имеет огромные размеры (1,2 х 0,4 км) и разработан прямо в горе Тип-Тяв (фино-угорское название горы Сокол). Колеса от автомобилей «БЕЛАЗ», резво поднимавшихся когда-то по склонам карьера, с высоты кажутся размером с пятикопеечную монету. Разве можно здесь что-то найти? Как оказалось, можно. И не мало.

В ходе предварительной разведки в августе 2001 года была выявлена лишь странная черная щель на одном из склонов карьера. Однако, находясь в значительном отдалении, за неё мы могли вполне принять просто тень от плиты, нависавшей сверху. К тому же, в том направлении находилась система «Сокские штольни», не имевшая с официальной точки зрения выходов в карьер. В октябре того же года мы вновь обратили внимание на эту щель. День был весьма пасмурный, что исключало вероятность зрительного обмана.

По вновь поступившим сведениям, входы «Сокских-2″ засыпаны настолько, что можно пройти мимо и не заметить. Однако листва, так мешающая проведению поисков летом, уже опала, и работать стало куда проще.

Сам карьер представляет собой огромную свалку всевозможного мусора – от металлических печек и автомобильных аккумуляторов до партии кирзовых сапог. Встречаются и интересные находки – например, огромное количество бутылок лимонада 7up, по которым кто-то из патриотических или иных соображений проехал на бульдозере. В карьер частенько приезжают «пострелять» генералы наших доблестных вооруженных сил – повсюду валяются гильзы от АК-74 калибра 5,45. Мишенями для бравых генералов служат покрышки, ржавые бензобаки, камни. Кое-где валяются коробки от патронов. Особый интерес представляют собой несколько бочек с сельдью, заботливо оставленных кем-то прямо под открытым небом. Видно, не отнять у человека дурной мании устраивать помойку в малопосещаемых местах… Именно поэтому я не указываю методов поиска, а так же расположение «Сокских-2″, пока относительно чистой системы.

По дороге всюду видны осветительные опоры. Наше внимание привлекли торчащие из камня проржавевшие балки, при внимательном осмотре оказавшиеся… рельсами, уходящими в направлении «Сокских-1″. Как и следовало ожидать, недалеко оказались и «Сокские-2″.

Система небольшая, порядка 100 м в глубину и 200 м по фронту. Состоит из 13 горизонтальных штреков, причем крайние правые заканчиваются явными завалами, левые уходят в направлении Холодильника. Пересекается двумя штреками. Внутри сохранилась узкоколейка, кое-где на рельсах стоят вагонетки, наполненные породой, либо водой и даже целые поезда. Самое удивительное, ничто не заржавело, при незначительном физическом воздействии вагонетки резво бегут по рельсам. Используя подручные средства, мы отделили одну из табличек с клеймом завода-изготовителя от борта вагонетки. Дома, в нормальном свете удалось прочесть следующее: «г. Ленинград. Кр. МЕТАЛЛИСТ № 8 <ещё две цифры неразборчиво>».

Пол устлан сгнившими крепями с изоляторами и обрывками силового кабеля. Кое-где встречаются цоколи от лампочек электрического освещения. Попался один интересный изолятор с клеймом завода изготовителя. На белом фарфоре начертано: «К.ОБЛ.СНХ Завод «Электроизолятор» 1938 г.» Там же была найдена кирка, коей рабочие дробили камни, останки сверхмощного трансформатора, полуразобранный компрессор, фрагменты которого встречаются даже на дне карьера, непонятного назначения бетонный параллелепипед с торчащими из него досками. От одного из входов тянется труба водоснабжения с сохранившимся вентилем. Система насчитывает два ПБЛ (подземных базовых лагеря) и находится в относительно чистом состоянии.

Мы составили примерный план «Сокских-2″ (масштаб довольно условный).

Но что же тогда за таинственная щель на противоположной стороне карьера? И ведь расположена она точно на таком же уровне, что и «Сокские-2″! При ближайшем рассмотрении щель оказалась входом, но полностью заваленным. Однако, чуть выше находится колодец, ведущий-таки в систему, но вот в какую? До «Сокских-1″ из неё не добраться при всем желании… Система сильно завалена, в глубину мы смогли пройти только на 3-4 штрека, дальше все упирается в груды камней. По фронту система довольно большая. Как оказалось, штольни именуются «Сокскими-3″ и были вскрыты относительно недавно некими SP и Zmei’ем. Внутри малоинтересно – несколько стоящих еще крепей, два остова вагонеток, фрагмент узкоколейки.

Попробуем разобраться, откуда столько систем могло возникнуть в отдельно взятой горе, пусть даже и с угро-финским названием. Объяснение одно – в 30-50 годы, когда гора разрабатывалась, существовала единая Сокская система, имевшая выходы по обе стороны горы. Впоследствии часть штреков, выходящих на сторону Волги, заложили на относительно небольшой глубине, превратив в Холодильник и закрыв тем самым навсегда для посещения спелестологами. Карьер разрабатывался значительно позже, ибо, по словам знакомого геолога, открытый способ разработки (карьер) пришёл на смену закрытому (штольни) примерно в 50-х — 70-х. Об этом косвенно свидетельствуют найденные на дне карьера осветительные опоры с изоляторами, датированными 1984-88 годами. Почему я решил, что была одна, а не две системы? Просто дно карьера изобилует деревянными крепями и рельсами равномерно по всей площади. Да и неудобно было бы вывозить камень из части, где ныне находится холодильник. Все сооружения – подстанция, ж/д платформа со специальным бункером для породы, еще несколько зданий – все это находится со стороны реки Сок.

Сам Холодильник до сих пор дает почву различного рода догадкам и фантазиям. Даже приблизительные размеры объекта абсолютно неизвестны, количество уровней, переходов так же не поддается прогнозированию. Если верить Суворову, где-то там начинается тоннель К-66, там же заканчивается и пресловутый ход под Волгой (если таковой вообще существует). Во всяком случае, Холодильник до сих пор обнесён высоким забором с колючей проволокой, даже не смотря на то, что стратегический запас продуктов для жителей Самары на случай войны здесь больше не хранится. Теперь любой желающий может занять площади под свои нужды. Но это только в части Холодильника. То, что творится в недрах горы Тип-Тяв, нам, простым смертным, видимо, не узнать. Один из знакомых, работавших в Холодильнике, соблюдал подписку о неразглашении – ни его друзья, ни даже семья не знали почти ничего о его работе. Сообщал только, что работает очень глубоко, работа крайне вредная, что все там умирают очень рано. Сам он скончался в возрасте 50 лет. Есть версия (скорее, даже слухи), что профессии рабочие Холодильника передают по наследству, поэтому исключается всякая вероятность утечки информации. Не знаю, на сколько это верно, но дети и внуки скоропостижно скончавшегося рабочего работают в совершенно другой сфере. По словам директора ЗАО «Сокское карьероуправление» Андрея Сорочайкина, удручает мизерность информации о людях, трудившихся здесь в разное время: длительное время карьеры были закрытой темой для обсуждения, так как здесь использовался труд заключенных, и многие материалы о нём до сих пор хранятся в архивах под грифом «секретно». [4]

Почему же «Сокские-2″ находятся в первозданном виде, а «Сокские-3″ практически полностью завалены? Ответ очевиден, достаточно лишь внимательно изучить конфигурацию карьера. Со стороны «Сокских-2″ он почти отвесный, а значит над системой взрывов не было. Со стороны же «Сокских-3″ обратная картина – несколько ярусов серпантина, укатанного «БЕЛАЗами» настолько, что до сих пор сохранилась отличная дорога. Да, здесь был явно не один взрыв. Вот откуда и обвалы. Опять же, около Сокских-2 проводилось небольшое число взрывов в целях сохранения Холодильника.

Теперь непосредственно о «Сокских-1″. Примерная протяжённость системы – 43 км (по оценке СамСК – 35 км), однако с учетом вышесказанного, реальная длина первоначальной «Сокской» системы на момент свёртывания разработки составляла не одну сотню километров. А ведь имеется ещё система «Сокские-5″ («Сокские-4″, я так понимаю, это Холодильник?), расположенная у посёлка Северный, также входившая ранее в «Сокскую» систему…

«Сокские-1″ представляют собой также систему перпендикулярных штреков сечением 5х5 м. Местами, правда, встречаются штреки сечением 2х2 м, пройденные либо в более ранний период (о чем говорит найденная там подкова), либо в разведывательных целях. В одном месте «Сокские-1″ соединяются с карстовой полостью, открытие которой приписывают Троллю. Вся система условно подразделяется на две части – правую и левую. Правая (меньшая) малоинтересна, более теплая (около +8), вследствие чего практически все крепи сгнили и в основном лежат на полу. Левая – более холодная (+7 – +6), содержит следы разработки штолен. Особый интерес вызывает ремонтное депо, в котором когда-то выполнялись регламентные работы по обслуживанию электровозов и вагонеток. Под недавно обрушившимися крепями покоится ремонтная яма, щитовая. Доживает свой век проржавевший электровоз, некогда возивший за собой составы вагонеток. Узкоколейка сохранилась лишь местами, вагонетки практически не встречаются. Кабели и лампочки ещё в 1996-97 подняты на поверхность любителями наживы.

Во всех трёх системах встречаются представители фауны – летучие мыши, а в «Сокских-1″ еще и флоры – плесень, напоминающая вату, а также неизвестные науке «воздухоросли» (© Грабовский), на научном языке называемые как грибы-ксилотрофы. В одном штреке встречаются… ёлочки. Правда, росли они в карьере, а в систему попали с шутниками – спелестологами, отмечавшими здесь наступление Нового года.

Система официально имеет пять (хотя называлось и число «семь») выходов на поверхность («Центральный», «Очко», «Газы», «Сатанюжный» и «Дверь»). Последний представляет собой кирпичную кладку и установленную в ней металлическую дверь. Видимо, после прекращения разработки «Сокских» все остальные выходы были взорваны, оставался только этот.

Современная молодёжь, посещающая штольни, разбила здесь несколько ПБЛ, соорудив из крепей подобие столов, скамеек и даже целые лежбища. Почти каждый штрек имеет собственное название. Очень много принесённых с поверхности табличек – и с автобусных остановок, и из районных поликлиник, и с рейсовых автобусов. Кто-то особо оригинальный даже не поленился сделать чучело, при свете фонарика до ужаса напоминающее приведение. Все это уже стало частью Новой истории Сокских каменоломен.

На одном из склонов Тип-Тява нами был обнаружен торчащий из земли рельс и явный завал. Объект находится значительно выше уровня штолен и быть там ничего не может, но, с другой стороны, напоминает мне это отчего-то историю с системой «Ёлочный базар»…

Источник: http://analyser.narod.ru/sokskie/20011120.htm

 

Комментарии

Несколько виртуальных панорам сокских штолен
http://1panorama.ru/world/russia-1/samarskaya-oblast-27/upravlencheskij-...

Сорри, это была панорама горы, а штольни здесь:
http://1panorama.ru/world/russia-1/samarskaya-oblast-27/samara-41/sokski...


Рекламко: