Прощеное воскресенье

Категория: 

1 марта православные христиане отмечают Прощеное воскресенье. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, т.к. именно сегодня заканчивается употребление в пищу скоромных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В преддверии этого праздника наш корреспондент встретился с настоятелем храма  В Честь Всех Святых, в Русской Земле Просиявших, отцом Максимом (пос. Управленческий).

- Отец Максим, вы недавно служите в нашем храме, расскажите, пожалуйста,  о себе.
- Я коренной самарский житель, мне 29 лет. Родился я в семье священнослужителя, мой дед, прадед, прапрапрадед -  священники. После окончания семинарии я служил в Самарском храме В Честь Святых Апостолов Петра и Павла, а в прошлом году, в сентябре был назначен сюда. Женат, воспитываю сына и дочь, скоро ожидаем рождение третьего ребенка.
- Как вам работается у нас, после большого храма?
- Городской храм был, конечно же, больше, больше народа приходило туда. Но на Управленческом – своя, особая атмосфера. Первое, что я отметил для себя, – служба проходит при полной тишине. Прихожане знают, во сколько начинается богослужение, поэтому приходят заранее, чтобы что-то заказать или купить в церковной лавке, а во время службы никаких хождений нет. Люди относятся к этому с большим уважением, это отрадно.
- Много людей приходят в церковь?
- Очень много, есть и молодежь. Мы специально проводим утренние богослужения рано, чтобы к нам сумели прийти работающие. Приходят семьями, с детьми, особенно много деток было на Сретенье. Сейчас приходится признать, что нашего помещения не хватает для всех. Задумано строительство нового храма, уже залит фундамент, но в связи с всеобщим финансовым кризисом, не могу назвать точно дату окончания строительства. Запланирован храм, в котором могли бы поместиться 800, 1000 человек. Также есть большая необходимость создания Воскресной школы, но пока нет помещения.
- Скоро Прощеное воскресенье. У кого в этот день принято просить прощение?
- Прощение не только просится, надо самим научиться прощать. Это очень сложно, порой, кажется, невозможно. Но это самое главное, чему нас учит Священное Писание. В этом проявляется все отношение церкви, все отношение христианства к человеку. С той точки зрения, с которой Евангелие смотрит на человека, любой человек – образ Божий. Это словосочетание стало со временем избитым, но это не пустые слова. Слово «образ» по-гречески переводится как «икона». Человек – это икона Бога. Во всем мире нет ничего адекватнее отображения образа Бога, чем человек. Самая главная икона Бога – это человек. Все то, что мы мыслим под словом «Бог», – абсолютное всеведение, абсолютная любовь, абсолютное благо, абсолютная красота – все это, пусть не так совершенно, но отображается в человеке. Вот только в реальной повседневной жизни мы видим не это. Мы не видим образа Божьего в человеке, мы видим его поступки. И этот день, Прощеное воскресенье, учит нас тому, чтоб разглядеть в человеке то, что он есть на самом деле. Что стоит порой за этой злостью, агрессией. И это сложно – разглядеть образ Божий, потому что  мы склонны судить и осуждать ближнего по делам его.
- Разве поступки человека и сам человек – не одно и то же?
- Нет, во всяком человеке, пока он жив, живет искра Божия. И до самого последнего момента в нем есть возможность покаяния и очищения. Даже сталкиваясь с грешником, который совершает страшные вещи, при всей парадоксальности, мы должны понимать, что этот человек тоже образ Божий, даже такой.
Икона может быть чистой и красивой, а может быть, как это было в ХХ веке, заплеванной, прострелянной, изрезанной саблями, испорченной. И люди, как вы знаете, после времен гонения на церковь такие иконы находили.  Находили даже в мусорном баке, на помойках. Но никакой человек, христианин не продолжит дальше икону топтать. Он попытается её расчистить, попытается наслоение снять и увидеть тот облик, который там есть. Это правильно и мудро.
Но мы почему-то так не ведем себя с самой главной иконой – с человеком. Сталкиваясь с человеком, который явно исказил себя, свой образ Божий, этим человек и занимается чаще всего – искажает себя, свой светлый образ, который в нем есть, -  мы продолжаем его дальше втаптывать, начинаем его дальше осуждать. А, может быть, с человеком никогда и не пытались поступить по-другому.
Этот день, который называют Прощеным воскресеньем, учит самому сложному, - видеть за внешним образом врага, грешника, образ Божий. Такой же образ, который есть в каждом нас. Всей мишурой греха, страстей мы искажаем его. В нас самих его порой не видно, поэтому и в других бывает трудно его разглядеть.
- После Прощеного воскресения наступит пост.
- Главное в посте – покаяние. Это не идея воздержания от пищи, это его внешний момент. Он нужен для тела, человек не может поститься только духовно. Главный принцип христианской аскетики - созидать из себя целостного человека. Это принцип добровольного воздержания. Если ты не можешь проявлять его в пище, ради Бога – для тебя есть много другого. Откажись от увеселений, от развлечений. Передо мной пример мальчика десяти лет, понятно, что детям нужно есть все, это растущие организмы. Он же придумал себе воздержание сам, без подсказки родителей – по своей простоте детской определил, что  может обходиться  без шоколада.

Весь пост направлен на то, чтобы увидеть в себе образ Божий, это и есть покаяние. Пост без покаяния, без молитвы - это диета. Пост позволяет из глубины сердца молиться о прощении людей.  Надо понимать, что человек, причиняющий мне боль, чаще всего не осознает в   полной мере, что делает, если б знал, если бы мы только могли осознавать, какую боль причиняем ближним своими поступками, мы бы так не поступали.

И из всего сердца  надо попросить Господа: прости, ведь человек не ведает, что творит.  И это сделать сложно, хотя сказать просто. Но это то, о чем церковь призывает задуматься. И в Прощеное воскресенье понять, что каждый из людей, как бы искажен он ни был, как бы закопчен, испачкан, выражаясь образно, он ни был, каждый человек достоин прощения, ведь это икона Божия.
Самое сложное в прощении - уметь  различать грех и грешника.

После грехопадения изменилась не природа человека, даже грех не настолько всесилен, чтобы радикально изменить то, что сотворил Бог, изменился образ бытия, природы. В каждом человеке осталась искра Божия. Чтобы человек понял, что в нем это есть, я не знаю, что должно произойти. Живя счастливо, мы забываем благодарить Бога за то, что посылает нам это. А во время страданий и испытаний прибегаем к имени Господа.  Господь этими скорбями,  жизненными проблемами пробуждает порой человека. Ложная успокоенность слетела - и человек задумался, понял, что в нем есть этот образ. И если мы не можем человека пробудить, объяснить, это не значит, что этого не может Господь. Наши отношения между Богом и нами – они как между отцом и детьми. Не всем  детям  нравится, когда  воспитывают. Но наши потрясения – путь к Богу. Вся история человечества показывает, как только у нас этих потрясений нет, мы перестаем благодарить Его. Когда живешь без Господа, образуется в сердце корка, чтоб её пробить, надо постучать,  это бывает больно. Нельзя себя любить со всем тем, что в тебе есть, как учит сейчас современная психология: люби себя таким, какой ты есть. Надо любить в себе то, что задумал Господь и стремиться быть таким, убирая все наносное, что дает нам жизнь. И путь к самому себе лежит через прощение.

Беседовала Татьяна Пименова


Рекламко: