Репортаж с петлей на талии

Категория: 

Этих чудаков можно видеть практически каждый день на Сокском мосту. Проезжая по новому мосту, который выстроен чуть выше старого, автомобилисты даже притормаживают, глядя на смельчаков, ныряющих  в воздушное пространство навстречу речной глади пересечения Сока и Волги. Так проводят свое свободное время любители экстрима, сторонники нового повального увлечения - роупджампинга. Это прыжки с мостов или кранов на альпинистской веревке.

Первым, кто серьёзно стал заниматься падениями на верёвке с большой высоты, был американец Дэн Осман. Свою карьеру он начал как скалолаз. В 1989, работая с веревкой для совершения восхождения на Пещерную гору высотой 1564 метров, Осман срывался 50 раз, пытаясь вбить крюк над коварным выступом. Впоследствии он понял, что ему больше нравится падать, чем взбираться.

И Осман стал падать умышленно. Сначала он падал с маленькой высоты – высоты возможных срывов при восхождении. Позже, когда высота становилась все больше, а он уверенно разбирался в снаряжении, Осман приступил к созданию сложной системы верёвок, которая позволила бы ему прыгать с такой высоты, с которой ещё никто не прыгал. Он собирал группы скалолазов для усовершенствования «нового спорта», так называемого «бросания тела» или «контролированного свободного падения». Около 10 лет его фишкой были прыжки с одной верёвкой с мостов или скал. Его рекорд – 230 метров свободно падения до сих пор остаётся непревзойдённым.

Вот, что говорил по этому поводу сам Ден: «Я всегда был другим. Люди смотрят на меня и говорят «ты сумасшедший!». Но то, что я делаю, я делаю для себя, ни для кого больше. Я не самоубийца. Когда вы сидите на диване, упершись взглядом в телевизор, вы умираете. Я себя чувствую наиболее живым, когда оказываюсь лицом к лицу со своим страхом».

Один из лучших скалолазов планеты, основатель нового, радикального вида спорта погиб в возрасте 35 лет, пытаясь отодвинуть еще дальше предел своих возможностей. Он решил совершить прыжок, свободное падение которого составило бы более 300 метров, веревка должна была остановить его всего в 30 метрах от земли, но не все получилось так гладко, как было задумано. В 1999 году человек, которого называли Властелин гравитации, погиб.

Когда человек впервые слышит о падении с верёвкой - у него возникает естественный вопрос: как вообще возможно подобное, ведь от верёвки будет сильный рывок?

Вообразите обычный маятник – некий шарик, на нитке. Теперь представьте, что этим шариком является человек, привязанный альпинистской веревкой. Она одним концом крепится к мосту, к другому концу привязывается человек, облаченный в альпинистскую экипировку. За счет того, что джампер движется по дуге окружности, при прыжке отсутствует рывок, что, как признаются многие, даже пугает – кажется, что веревка оборвалась. Высота Сокского моста – 20 метров, длина веревки – где-то 17. То есть, не долетая два-три метра до воды, человек повисает на альпинистском снаряжении, раскачивается, обозревая красоты природы (если у него от испуга, конечно, не закрыты глаза), а затем, тренер, подтягивая экстремала на карабине, благополучно возвращает его на мост. Это просто описывается, но даже смотреть на это  не просто…  А страшно и притягательно!

Мы подъехали к мосту в воскресенье, вечером, когда несколько компаний успешно совершали свои прыжки с разных пролетов (их всего 4 на Сокском мосту). Познакомились с первой группой – Аня, Сергей и Маша. Я сначала даже и не поняла, что Аня готовится к прыжку: она болтала с нами, вдруг сняла туфли (на каблучках, заметьте) и шагнула вниз. А я-то думала, что люди как-то по-особенному готовятся и одеваются, или какие-то  вдохновенные слова  говорят перед полетом. «Я прыгаю далеко не первый раз, - продолжает Маша прерванное прыжком интервью. - Первый – страшно, затем нет. Когда-то сделала это, чтобы преодолеть в себе боязнь высоты, показать самой себе, на что я способна. А теперь делаю это ради удовольствия и ощущений – ни с чем не сравнимых и понятных разве что птицам. Вот друзей своих привела сегодня на мост. Они прыгали первый раз». Сережа – москвич, гость, говорит, что таких развлечений в столице нет, а Маша – журналист, собирается так же, как я, писать о прыжках. Поэтому и прыгнула. Все посмотрели на меня, как бы подразумевая, что настоящий журналист может писать только о том, что сам испытал. Я подошла к краю моста… Ну нет, я лучше рядышком посижу и расспрошу все подробно, прыгать не смогу, это точно. Ну или в другой раз… Когда-нибудь…

Во второй группе – профессионалы, которые  занимаются организацией прыжков. Молодые парни - Николай, Денис и Леха, как он представился. Они рассказывают не только о своих ощущениях, но и о том, как это происходит с другими. Опыт организаций подобных прыжков у них большой. И с каждым годом, замечают ребята, любителей попрыгать становится больше. Денис работает в МЧС, а Алексей – профессиональный альпинист.

Первый раз можно прыгать в тандеме, с тренером например, не так страшно. Хотя прыжок вдвоем – это очень романтично. Ребята говорят, что иногда на мост являются молодожены, чтобы закрепить свой союз совместным прыжком, на одной веревке. Совсем недавно был случай – подобающим образом одетая невеста, смельчак-жених, фата упала в воду, и  туристы на скутере её подобрали, привезли, все кричали, поздравляли, да, такое запомнится на всю жизнь.

Что кричат люди, отправляясь в полет? Оказывается, самый популярный звук: «А-а-а!». Редко кто высказывается целыми предложениями, бывает и нецензурно, все от страха, все прощается. Какие самые волнующие секунды прыжка? Их несколько,  делятся впечатлениями ребята. Первый, конечно же, когда шагаешь в никуда. А второй, когда раскачиваешься на маятнике – тогда уже полная свобода, отреченность от мира и сознание того, что ты это сделал!

Есть ли те, кто к прыжкам не допускается? Да, есть. Это люди в нетрезвом состоянии, люди с больным сердцем, с патологиями сосудистой системы, перенесшие недавно серьезные травмы. Дети, конечно же. Люди преклонного возраста – таких мало. Но вот был один забавный дедушка 72 лет, бывший десантник и парашютист, решивший вспомнить молодость. Прыгнул, вспомнил, остался довольным. Говорит, не страшнее, чем с парашютом. Очень многие из тех, кто прыгнул первый раз, возвращаются сюда снова и снова. Почему? Улыбаются загадочно ребята – сами попробуйте и поймете. Надо сказать, что прыгать с моста следует только под присмотром тренера. У него имеется надлежащее проверенное снаряжения, в котором тоже, кстати, много тонкостей. Например, карабины изнашиваются и рассчитаны на применение только на 60 - 70 раз, альпинистская веревка должна хранится в специальных условиях, на ней даже маркером писать нельзя, не говоря уже о пыли и других вредных воздействиях. Только тренер-профессионал рассчитает длину веревки, исходя из вашего веса и роста, даст необходимые инструкции. Поэтому прыжок платный. На сегодняшний день он стоит 300 рублей.

И еще вопрос непременный – это опасно? Нет, не опасно, если следовать инструкции и прыгать под руководством тренера. Разговорились с Денисом, Оказывается, он наш, управский. Говорит, на его веку травм и несчастных случаев не было. Особую опасность представляют катера и скутеры, снующие под мостом. Поэтому время прыжка рассчитывают. Еще Денис заметил, что своих красноглинских ребят, увлеченных этим делом, на мосту почти не видно,  приезжают из Самары, Из Тольятти. Иногда бывают  из других городов. Вот сегодня в гости МЧС пожаловала.

Я подошла к машине МЧС, это парни возвращались с международных соревнований (наша газета писала об этом). Так им своих экстремальных ситуаций показалось мало, решили еще и с моста попрыгать. Команда из Башкирии делится своими впечатлениями: места у вас в Самаре замечательные, красивые. Вот и мост есть, откуда можно прыгать. «У нас такого шикарного  экстрима нет, а вам везет». Вот еще любопытный факт: по статистике девушек прыгает с моста если не больше, то хотя бы в том же количестве, что и мужчин. И ведут в прыжке себя стойко, а парни, бывает, и отказываются в последний момент.

Попробовать, что ли, и мне?

Катя Левина

Комментарии

Дорогая Катя!
Статья написана красиво, спору нет, но не все так как мы Вам рассказывали.
Во-первых, изнашиваются не только карабины, а все снаряжение. Что не изнашивается - стареет (на "неюзаной" веревке 2004го года выпуска прыгать тоже нельзя). Веревки, карабины и пр. не обязательно рассчитаны на 60-70 раз, это зависит от многих факторов (напр. вид, фирма производителя, условия эксплуатации и т.д.).
Во-вторых, прыжок платный не потому, что инструкции дает тренер-профессионал, а для того, чтобы иметь возможность сменить снаряжение до момента его износа.
В-третьих, не каждый инструктор, навесивший веревку на мосту - профессионал. И этому нужно уделить особое внимание! Т.к. от этого зависит ваша безопасность.
И напоследок, как уличить обманщика: попросите инструктора перевязать узлы на прыжковой веревке. Если услышите в ответ кучу отговорок - бегите от него подальше. (Пусть даже Вас будут убеждать, что все безопасно, теперь у Вас нет оснований этому верить)
С уважением, Ваши респонденты (ex3m-letyagi)


Рекламко:
(извините, хостинг сам себя не оплачивает)