СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРОХОВОГО ЗАВОДА В ИСТОРИИ ПОСЕЛКА УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ.

Мало кто знает, что в начале прошлого века на месте нашего поселка Управленческий планировалось строительство пороховых заводов. Они должны были располагаться в районе котельной, что на ул. Крайней, и на месте нынешнего кинотеатра «Космос». В этой связи планировалось освоение Коптева оврага, было даже начато строительство канатной дороги вдоль оврага до поселка. Об этом интереснейшем историческом факте сохранились документальные материалы. Для публикации их подготовили В. М. Данильченко, хранитель фондов центра истории и техники ОАО «Кузнецов» и В. И. Волков, краевед.

Необходимость увеличения числа казенных заводов предусматривалась еще до Первой мировой войны. В начале войны Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) разработало программу строительства 37 заводов и мастерских, на что предусматривалось израсходовать 607 млн. рублей, один из по производству бездымного пороха – в Самаре.

Временно-хозяйственно-строительная комиссия по постройке порохового завода в Самаре была учреждена приказом по военному ведомству 26 октября 1916г. Местом для постройки завода была избрана Казенная лесная дача, которая находилась в 20 верстах от Самары, с выходом на Волгу через Коптев овраг (современный пос. Управленческий, около больничного городка, на месте ныне существующего кладбища).

В октябре и ноябре 1916 г. была произведена упрощенная нивелировка участка, а также был составлен план завода, пристани, дорог. Имея в виду, по опыту строительства заводов, что главная заминка в окончании постройки всегда была из-за задержки механизмов, комиссия в январе 1917 г. приступила к закупке механизмов и оборудования. Одновременно заготовлялись местные строительные материалы.

Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Поэтому комиссия приняла меры к устройству путей сообщений, было решено построить 3 дороги: 1.Шоссе для гужевого передвижения 2.Проволочно-канатная железная дорога 3.Подвесная железная дорога.

Было проложено шоссе 5 верст, из них 3 версты замощены камнем. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени – винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории бывшей Здравницы, в народе известная как «винтовушка». Для её строительства была возведена подпорная стена, остатки которой можно видеть и сейчас, если спускаться к Волге по Коптевому оврагу. Старожилы рассказывают, что еще а прошлом веке на этой стене находилась табличка с датой «1917 год», очевидно указывающей на точное время строительства. В сезон 1917 г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Два моста 25 саженей каждый, подвесная железная дорога длиною 4400 саженей. Были сделаны подвижной состав из двух бензиновозов и 46 вагонов для погрузки и перевозки цемента, песка. Камней, 7 стрелок для подвозки к различным участкам строительства. Один путь проволочно-железной дороги длиной 700 саженей был готов полностью. Построены погрузочная, разгрузочная и натяжные станции, возведены 21 опора для канатных роликов. Сама проволочно-железная дорога была куплена от Мариинского Золотопромышленного Общества в готовом виде , её паровозоспособность была 10000 пудов в сутки.

Оборудования пироксилинового завода закуплено в Америке производительностью 750-1100 пудов пироксилина в сутки. Доставлено полное оборудование электростанции. Всеобщей Компанией Электричества заказан кабель, и он уже был отгружен и находился в пути, приобретено оборудование лесопильного завода, оно было установлено и действовало. Производительность его была 75 бревен за 8 часов работы.

Разрабатываемый лес сплавлялся плотами с помощью собственного баркаса «Порох» мощностью 27 лошадиных сил. Был оборудован собственный кирпичный завод производительностью1500000 шт. кирпича в год, а также мастерская по производству черепицы, которая изготовляла 10000 шт. черепицы в день. Был заготовлен и доставлен в Самару узкоколейный рельсовый путь длиною 12 верст с 4 паровозами и 93 вагонетками.

Но к постройке фабричных зданий не приступали. На участке было подготовлено и находилось 3200000 шт. кирпича, 12600 бочек цемента, 680 куб. саженей бутового камня, 100000 шт. лекального кирпича для дымовых труб.

Так закончился 1917 год. В феврале 1918 года ГАУ предписало прекратить все работы, заготовительные операции и рассчитать всех рабочих. Правда, небольшие деньги все-таки были выделены, на которые можно было лишь проводить незначительную программу строительства завода. Так потихоньку завод продержался до очередной смены власти. Из документов известно, что в это время временно исполнял обязанности начальника порохового завода Михаил Львович Жданович, военный инженер-технолог, 39 лет.

В ночь с 3 на 4 октября 1918 года все члены Временно-хозяйственной строительной комиссии эвакуировались на Восток и увезли с собой чертежи, документацию и бухгалтерские книги.

В случае постройки завода предполагалось соединить его железнодорожной веткой с Самарским Трубочным заводом. Железная дорога должна была проходить параллельно реке Волге через дачи Постникова оврага. Дальше вдоль оврага – на берег Волги и по берегу Волги до соединения с железнодорожной веткой в бухте на реке Самарке.

В 1919 г. строительство было прекращено в связи с полным отсутствием техников и достаточным количества пороха в старне. Было создана губернская комиссия по ликвидации оборудования порохового завода, подчинялась она директору –распорядителю Самарского Трубочного завода Поллессему.

Частично оборудование было вывезено на другие пороховые заводы, другую часть – на военные заводы. Лесопильный комплекс предали в Самарский «Совнархоз».

Незаконченное строительство завода по производству пороха и дальнейшая ликвидация оставили противоречивый след в истории Самары.


Рекламко: