СТРАНА ЛИМОНИЯ

Говорят, этого места нет на карте города Самары. Почему? Да потому что и не было никогда. В прошлом веке построили эти бараки как временное жилье, на годик-другой, да так про них и забыли. На карте, признаться, мы и не искали, но в Красноглинском районе такое место знают все – Дома ЭМО, или, как говорят у нас в народе, - страна Лимония. Когда смешное название утвердилось за этим местом, точно никто не скажет, кажется, оно было всегда. Старожилы уверяют, что еще до всем полюбившейся песни группы «Дюна» «Страна Лимония», такое наименование ходило в быту у красноглинцев, потому что якобы бараки первоначально были выкрашены в кисло-лимонный цвет. Существует также версия, что все, кто становится жителем Домов ЭМО, – окисляются, «олимониваются», то есть начинают вести асоциальный образ жизни. Нынешнее поколение лимоновцев на прозвище не обижаются, они с юмором (и немного грустно) о себе заявляют, что живут они в стране Лимонии, как поется в песне, стране без забот.

История посёлка Дома ЭМО

Рождение посёлка, как и впрочем, завода «Электрощит», связано с первоначальным проектом строительства Куйбышевского гидроузла в районе дачного посёлка Красная Глинка. Были вбиты уже первые конструкции, так называемые «быки», подготовлено всё для развёртывания строительства.

В 1938 году на нынешней территории завода «Электрощит» среди лесов родилась ремонтно-строительная база. Она размещалась в трёх деревянных тесных бараках. В 1939 году в мастерских изготовили землечерпальную машину, это был первый земснаряд, работающий на Куйбышевском гидроузле. Здесь ремонтировали строительную технику: бетономешалки, шлакодробилки, транспортёры, двигатели внутреннего сгорания. Вся техника работала на строительстве будущей ГЭС.

Рабочим эксплуатационно-монтажного отдела (ЭМО), обслуживающим стройку, нужно было где-то жить. Вот как раз для них на месте дач в 1937 году были спешно построены несколько домов барачного типа. Постепенно люди расчищали лесные массивы, возделывали землю, строили клетушки под сараи, разводили живность. Уже до ВОВ жители Домов ЭМО и окружающего его 3-го участка имели подсобное хозяйство и огороды. В 1943 году ремонтная база насчитывала коллектив рабочих из 250 человек.

В 1940 году строительство Куйбышевского гидроузла было законсервировано, а в 1951 году его строительство возобновили, только теперь оно развёртывалось по новому проекту в городе Ставрополе (ныне Тольятти), так как комиссия посчитала место для ГЭС неудачное из-за сыпучести грунта и его непригодности для такого объекта.

Ремонтные мастерские на Красной Глинке передаются Особострою НКВД, которые в годы ВОВ исполняли роль вспомогательной базы для скорейшего ввода в строй эвакуированных в Куйбышев авиационных заводов. В 1943 году рембазы реорганизуются в завод № 4 Управления материально-технического снабжения НКВД.

Посёлок Дома ЭМО, соответственно, передаётся также в ведение НКВД. В Домах ЭМО сажали огороды, держали кур, коров, свиней, словом, жили как в деревне, рассказывал А.П.Ульянин, который жил в поселке еще в годы войны. В Домах ЭМО находилась электроподстанция.

В настоящее время его жилой фонд является муниципальной собственностью города Самары.

Пейзаж, флора, фауна

Сойдите на остановке «Дома ЭМО» и пройдитесь по этому маленькому поселку. Или нет, лучше не надо, если нет у вас в этом особой надобности. Про частный сектор мы сейчас речь вести не будем, расскажем только о шести двухэтажках, то есть бараках. Пейзаж унылый. Дома производят впечатление декораций к пьесе Горького «На дне». Хотя нет, дом № 1 выделяется своим новенькой обшивкой. «Что вы, - отмахиваются жители этого дома, - это так себе, фиктивный ремонт сделали, для наглядности. Просто обшили сверху, а внутри, между стенами образовались пустоты, рушатся керамзитные стены, холод жуткий, зимой просто жить невозможно». Жители дома № 1 протестовали против «утепления» своего дома металлическими листами - когда прибивали листы к трухлявым доскам, высыпались из простенков остатки керамзита, и в доме стало холоднее прежнего.

Освещения в поселке практически нет, тускло горят лампочки возле двух домов, а это, скажу я вам, просто опасно для жизни. Местные, знающие каждую тропу, проберутся. А вот гостю это грозит неприятностями. Асфальтированных дорожек просто нет, а если есть, то весьма раздолбанные, в наличии только тропы. А так как дома стоят неровно (в низинах и на пригорках), то можно свихнуть ногу, шею и так далее. Так что если вы просто вляпались в кучу дерьма, то радуйтесь, что хоть здоровье сохранили. А кучи бывают, даже возле подъездов. Удобства на улице, то есть туалет общественный, во дворе. Конечно, дома заполняются ведра, и выносится все на улицу. Но не всегда удачно, некоторые бессовестные граждане, находясь в нетрезвом состоянии, ленятся дойти до мест общественного пользования. Да, незавидная участь у здешнего дворника! Помойка тоже вывозится нерегулярно, вонь и мусор. Как ни странно, на улице много детей, наверное, родители, привыкшие к такой жизни, доверяют своему двору. Только вот детские площадки – без слез не взглянешь. Только одна более-менее приличная. «А вот эту», - показывают жильцы на убогие качели и песочницу, - нам привезли уже так сказать подержанную, б/у. Наверное, наши дети не заслужили новой, отдали, что другим негоже. А вот эту мы, родители, оборудовали сами, на свои деньги».

Что еще добавить к лимоновскому пейзажу? Компании выпивох, которые живописно располагаются с наступлением темноты в кустах… бродячие собаки… Кстати, о фауне, преобладают в Домах ЭМО в основном мелкие животные и насекомые, как то: крысы, мыши, и в особенности клопы и тараканы.

Интерьер

Как и было сказано, дома без удобств. Три дома построены по типу барака, то есть с общей коридорной системой и кухней. Три дома считаются элитными, коридор и кухня на две семьи. Изначально в домах не было воды, слива. Воду все себе провели, правда, провели сами, за свой счет, скинувшись всем домом. Слив себе сделала практически половина квартир, остальные, как и говорилось, пользуются удобствами во дворе. Крыши – текут все, полы и стены, съеденные жучком, рушатся у всех, аварийное состояние у всех. Телефонов нет, так якобы это технически невозможно, а телефоны очень нужны, жалуются жители. Когда я фотографировала помоечный пейзаж, ко мне подошла женщина, попросила сфотографировать её комнату, где вечный холод, рушится потолок. Живет она в доме № 3 и рассказывает, что старается больше времени бывать на работе, потому что дома – невозможно, а вот если сократят её, пенсионерку, не знает, как жить дальше. Ужас.

В доме № 4 у моих знакомых – интерьер другой. Уютная кухня, в ней туалет и душ имеется. Хозяин говорит, не пишите, нас оштрафуют за то, что сами все без разрешения провели, а потом махнул рукой – пишите, ну что нам могут еще сделать? Все сломать и в дворовый туалет направить? Всю свою маленькую квартирку молодая семья обустроила сама, своими руками. Когда въехали – был настоящий бомжатник. Угрохали много денег, чтобы как-то обустроиться. Потом «отделились» от соседей-алкашей, когда жить с ними невмоготу стало, заплатив им, разумеется за разрешение перегородить коридор. Вот так и живут. Привыкли, потому что выросли здесь, раз. Да и деваться некуда, жилье сейчас молодой семье, честно зарабатывающей, не купить, это два. Так в Лимонии живут те, кто работает, кто не пьет. А кто пьет, у кого работы нет – пропадают.

Люди

Люди везде люди. И не верьте тем, кто говорит, что в Домах ЭМО все сплошь пьяницы, наркоманы и разбойники. Разные там люди, как и везде. Пьяниц, конечно же, хватает. Постепенно, контингент лимоновцев меняется, в худшую сторону. Стараются уехать и забыть страну Лимонию. Меняются с доплатой в соседние, «приличные» поселки, выселяя сюда определенный контингент, пополняя Дома ЭМО асоциальным элементом. И жизнь эта сформировала в людях особенный лимоновский характер – они не верят никому и не надеются ни на кого, кроме самих себя. Сколько им обещали то ли снести, то ли отремонтировать и благоустроить – сколько их было на лимоновском веку: чиновников, депутатов… Никому лимоновцы уже не верят и не поверят. Нет такой силы, чтобы могла изменить их жизнь. Только вера в себя и желание сделать жизнь своих детей лучше. Поэтому и возят, не считаясь со временем, детей в городские школы, где преподают музыку и хореографию. Поэтому не пишут уже никуда жалобы, а своими руками мастерят себе в маленьких кухоньках самодельные туалеты. Жизнь в постоянной обороне одних закаляет, других озлобляет. Лимоновцы завидуют друг другу. Антенну-тарелку поставил – убери, буржуй, живи, как все. Машину купил – тоже мне, разъездился, а ты лучше выпей с нами… Завидуют.

Парни в Домах ЭМО растут хорошие, крепкие, но часто – спиваются до поры до времени. У парней свое особое братство, своего в обиду другим красноглинским не дадут. А вот с невестами проблема, все меньше хороших домашних девчонок. Да даже если парень в таких условиях вырос хороший, успешный – ну куда ему девушку привести? В барак? Многие лимновцы стесняются своего географического местоположения. Как услышат в районе – Дома ЭМО – отношение сразу меняется. Эх, вы, люди из бараков. А они не из бараков – из брошенного маленького государства. Которое уже давно живет по своим законам.

Инфраструктура

Да нет её, этой инфраструктуры. Магазин один, в котором все втридорога, и который зимой частенько не работает. Ни ларька, ни хлебного киоска. Ничего. Народ за хлебом ходит на Южный, на развилку. И еще одна страшная беда – отсутствие светофора. Отсюда бесконечные аварии со смертельным исходом. Только в прошлом году погибло 20 человек. В этом году, как поставили большой знак, не было смертей, Бог миловал.

В социалистические времена, когда завод следил за состоянием жилья, вовремя производился ремонт этих домов. Старожилы вспоминают, что в поселке был комендант, поддерживалась чистота, туалеты были чистыми и ремонтировались вовремя. Была проложена асфальтовая пешеходная дорожка от школы № 9 к Домам ЭМО. Так продолжалось до перестройки. Когда дома стали муниципальной собственностью, об их ремонте никто больше не заботился. Жители вынуждены были выживать, кто как может. Перед выборами власти «вспоминают» об этом посёлке. Так, к прошлым выборам им отремонтировали туалет. Правда, пришлось доказывать чиновникам, что туалетом пользоваться невозможно - по причине отсутствия в нем необходимых отверстий. Большая проблема – вызвать пожарников в случае пожара.

Жители сами устраивают песочницы и качели для детей, сами привозят бетон и заливают площадку у подъезда, заливают ступеньки, благоустраивают территорию у домов и т.д.

Итоги

Только на днях в стране Лимонии был очередной кандидат в депутаты, понюхал здешнего воздуха, наговорил красивых слов и скрылся. Кстати, дома ЭМО относятся к УК «Мой город», как видно из надписи на квитанциях об оплате за жилье. Проживание в доме 7 – 8-й степени износа недешево: общая ежемесячная плата – около 2 тысяч рублей за комнату.

Лимоновцы не верят, что когда-нибудь дадут благоустроенное жилье, они просто хотят хоть как-то видеть участие властей в их брошенном государстве: сделать детскую площадку, провести телефон, наладить уличное освещение, заасфальтировать дорожки, вовремя вывозить мусор. Разве они многого хотят?

Если бы не молодая семья, которая на уютной кухне рассказывала мне с юмором об их житье-бытье, и не их очаровательная дочка, которая уговаривала попить с ними чайку, мне бы совсем стало жутко в Лимонии. Жутко, обидно и непонятно – чем они хуже других людей, живущих в нашем славном государстве?

Татьяна Пименова

Комментарии

Снесут, обязательно снесут! При расширении Красноглинского шоссе (к чемпионату мира по футболу 2018г) будут снесены как минимум 3 барака, попадающих в полосу отвода - это точно. Надо жильцам (и окружающим бараки благополучным частникам - в их же интересах!) активнее объединяться, собирать подписи за предоставление нормального жилья и за снос всех 6-ти бараков.

Знал я одну семью, жившуюв в доме №17 со времени вселения в эти дома. Это семья Ураксиных. Отчества я их не знал, а звали их просто Костя и Шура. Была у них дочь Люба, года на три младше меня, возможно с 1931 года. Времени ушло много. Почти все мои знакомые, которых я знал в этих краях, от Управленческого до Кр. Глинки ушли в мир иной. Жива ли Люба, не знаю, хотелось бы ей долгой жизни. Привет из Петербурга Всем пишущим, ищущим и творящим добро моим землякам. Привет и Танечке Пименовой. С.А.А. 25.09.10.

ЗДЕСЬ ПРОШЛО МОЕ ДЕТСТВО И ЭТО МЕСТО СНИТСЯ МНЕ . СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. ЖИЛА В ДОМЕ №6.КВ.7 В ДЕТСТВЕ МНЕ БЫЛО ТАМ ХОРОШО.

и я жила там.мой детский возраст.у нас до сих пор там комната.кстати в доме№ 1.не живем там.давно переехали на управу.жили по съемным комнатам,только бы не возвращаться туда.и я благодарна родителям ,что нас девчонок увезли от туда.даже когда повыходили замуж с сестрой,не возникало мысли строить свою молодую семью там.лучше уж съемное жилье.до сих пор общаюсь с друзьями детства и иногда встречаюсь с бывшими соседями.и поверьте,те молодые люди,мои ровестники,те кто остался там,действительно многие "на дне".я не знаю многих живущих"новичков".но те,которые у меня были перед глазами оставляют желать лучшего

Нормальный поселок,лес рядом,Волга не далеко,алкаши и свиньи есть везде,жил я там, мне нравилось,до школы ходить далеко было,а так терпимо,поездил по миру ,есть много мест куда хуже Лимонии,правда первый дом всегда замерзал и снести эти бараки обещали всегда .Так что привет всем Лимоновским,говорят туда сейчас даже милиция не выезжает,наверно потому что она полиция,держитесь когда нибудь снесут. ;-)

Красноглинское шоссе к ЧМ-2018 будут увеличивать всего на одну полосу.Поэтому не факт,что дома ЭМО снесут.Полтара метра можно и с другой стороны задействовать.А народ уже сколько объединялся, депутат приезжал и толку никакого.А ведь это ветхое жилье.Дождуться, когда кого-нибудь стеной придавит, тогда и начнут чесаться.

Дома Эмо то исчезали из списков ветхого жилья,то появлялись.Тем не менее сдвигов никаких.Поэтому у нас так все в России присходит,пока жареный петух не клюнет.Нужно жителям объединяться и опять идти с подписями в администрацию.

Я живу в поселке всю свою жизнь, и с каждым ежегодным обещанием снести наш поселок вера в снос все больше пропадает. Верить чиновникам себя не уважать.


Рекламко: